Современные цифровые камеры не свалились с неба, полностью сконструированные и завершенные. Несмотря на то что цифровая фотокамера является совсем недавним изобретением в 165-летней истории фотографии, переход к полностью электронной цифровой технологии был постепенным и длился десятилетия. Эта технология начала входить в обиход вместе с обычными фотоаппаратами более 20 лет назад, как только электронный счетчик кадров был дополнен электронным спуском, программируемыми режимами экспозиции, автоматическим фокусом и другими ориентированными на процес¬сорную технику нововведениями. Если вы обратили свое внимание на фотографию только сейчас, в эпоху цифровых технологий, то с удивлением обнаружите, что многие основные функции современных цифровых камер успешно применялись в традиционных пленочных фотоаппаратах. Распространение механизма автоматической перемотки пленки привело к тому, что между современными пленочными камерами и последующими более сложными цифровыми моделями не осталось существенных различий. Новейшие фотоаппараты со сменной оптикой для установки скорости срабатывания затвора и настройки диафрагмы объектива используют электронику. Например, серия объективов Nikon G вообще не имеет кольца настройки диафрагмы. Настройку фокуса также можно выполнить с помощью контроллера камеры. Многие из ранних дорогих цифровых фотоаппаратов представляли собой 35-миллиметровую зеркальную камеру с сенсором вместо пленки. Если вам удобно использовать новейшие пленочные аппараты, вы будете комфортно себя чувствовать и со многими современными цифровыми камерами. Студийные фотоаппараты потребовали еще меньше изменений для перехода в цифровой мир. В основе электронных студийных фотоаппаратов часто лежит такое средство, как установка цифрового задника вместо пленочной кассеты (или вместо катушечного пленочного задника для камер среднего формата). Компания Mamiya разработала для своей серии 645 особенно удачный цифровой задник, так что он стал прекрасным дополнением для фотоапарата Mamiya ZD. Создатели каталогов предпочитают решения именно такого типа, так как они облегчают переход от пленочных технологий к цифровым. Компании Mitsubishi, Kodak и Fuji являются производителями задников для цифровых фотокамер Hasselblad, Mamiya, Bronica и Contex стоимостью от 12 до 20 тыс. долл. Создание цифровых фотоаппаратов на основе существующих пле-ночных моделей имело смысл, поскольку производство цифровых камер было очень дорогим (сенсор для профессионального цифрового фотоаппарата иногда стоил столько же, сколько и остальная часть камеры), и, соответственно, продажи таких недешевых устройств были низкими. Вместо разработки новой конструкции фотоаппарата производители брали за образец существующую пленочную систему и использовали многие идентичные детали, например объективы. С точки зрения разработки это было чрезвычайно экономичное решение. Тем не менее такой путь развития цифровых фотоаппаратов оказался не очень удачным, потому что, в конце концов, существуют определенные требования именно к цифровым камерам, начиная от размера сенсора и заканчивая параметрами объектива. К счастью, когда цена сенсоров с высоким разрешением стала приемлемой, новые фотоаппараты начали разрабатываться с нуля с учетом их возможностей, преимуществ и с точки зрения снижения цен. Сегодня даже дорогие цифровые фотоаппараты и аксессуары к ним стоят в среднем не дороже своих пленочных аналогов. В частности, камеры Olympus стандарта «4/3» стали первыми цифровыми аппаратами, в основе создания которых лежат требования по электронной обработке изображений. Эта глава поможет вам выяснить разницу между пленочными и цифровыми фотоаппаратами, понять принципы работы цифровых камер, а также ознакомиться с возможностями, которыми обладают только они. Предоставленная информация будет особенно полезной при покупке нового фотоаппарата, так как далеко не каждая камера обладает всеми существующими возможностями.